К истокам Катуни

<<Home  <<Hobby                                                        "К истокам Катуни", лето-98, июль-август

Это мы    Любой, кто хоть однажды побывал на озере Ак-Кем и увидел величественную панораму Ак-Кемской стены с возвышающимися вершинами Восточная и Западная Белуха, задавался вопросом, а как всё это выглядит с другой стороны, с юга? К тому же, именно с южных ледников Белухи берёт начало величественная и быстрая красавица Катунь...

Итак - решено, на юг к истокам Катуни!!! Изучением и составлением маршрута занимаемся с весны, расспросили, тех, кто там был, нашли фотографии ключевых и приметных мест, наметили маршрут по карте, рассчитали количество необходимых дней, составли раскладку продуктов. Часть маршрута нам известна - от Тюнгура до Кучерлинского озера, а дальше по описанию и по карте! Из снаряжения, кроме обязательного (палатки, котелки и т.п.) берём 1 пару  кошек, обвязки, 20 м основной верёвки и наших постоянных спутников - горнолыжные палочки. Впервые мы берём с собойОзеро Кучерлинское видеокамеру Sony Video8 с одной батарейкой на 120 минут. Продукты закуплены, с транспортом договорились (любимый автобус ПАЗ с группой  знакомых туристов) - и в путь!

24 июля мы стартуем из Бийска. За день доезжаем без приключений почти до Тюнгура (~600 км), останавливаемся ночевать, а утром ПАЗик довозит нас до моста через реку Кучерла, всё - дальше пешком! Погода отличная,  пожалуй, даже Каскад водопадов Иолдо слишком жарко для начала пути, особенно жарко идти через поля перед началом  горной тропы вверх по Кучерле. Вскоре мы прощаемся с нашими попутчиками, они уходят через мостик на другой берег Кучерлы - у них свой маршрут, где-то через неделю мы  должны встретиться на озере Дарашколь, дальше мы идём вдвоём. Первая ночёвка в горах на ручье Куйлю, очень устали, тяжелые рюкзаки, ещё не акклиматизировались, спали как убитые!

26-го к вечеру мы на оз. Кучерлинское, погода немного портится, но вид на озеро сверху с морены завораживающе прекрасный. А какой закат!!! Мы долго снимали на камеру, испробовали все эффекты (как оказалось потом, зря тратили батарейку). Подготовили продукты, которые оставим на обратную дорогу (завтра  утром спрячем их в каменной пещерке чуть выше нашей стоянки), приготовили отличную гречку с грибами на ужин (грибов по дороге мы насобирали на пять ужинов!) и уставшие, но довольные уснули...

27-го июля по тропе вдоль озера, по моренам и курумникам ввех по реке Кони-Айры, по зарослям "карлушки" (карликовой берёзы), посмотрев каскады водопадов Иолдо на другом берегу (туда мы ещё вернёмся), перебравшись через реку Мюшту-Айры (спускающуюся  слева с одноименных Перевал Капчальский Восточный (там где облачко) ледников), мы остановились наЛедник Кони-Айры ночевку на уютной кедровой поляне на гранитном возвышении, немного не дойдя до водопада...

28-го утром, оставив ещё немного продуктов на обратный путь, мы подошли к грохочущему водопаду Кони-Айры, где зеленовато-мутный поток  низвергался с 12-ти метровой высоты, поднимая облако сверкающих брызг - вид впечатляющий! Понемногу кедры уступают место альпийской растительности, высота здесь уже около 2000 м, ущелье поворачивает влево, видны ледниковые морены, мы подходим к Капчальским ледникам. Справа по ходу ледник Кони-Айры, напоминает две огромные хищные лапы, сползающие в ущелье. Среди  последних  кедров перед перевалом находим стоянку, обедаем и идём на разведку перевала Капчальский  Восточный. Поднимаемся к началу ледника, с морены намечаем завтрашний путь по  леднику до перевала, самого перевала снизу не видно... Немного Мы уже в Казахстане капает дождик (между прочим, первый за все дни пути!), но мы уже в палатке - отдыхаем, завтра тяжелый день - нам нужно пройти ледник, перевал, опять ледник, и спуститься до зоны леса, к реке Капчал.

29-го наш план успешно осуществлён!!! Подошли к  цетральному языку ледника, по каменистой осыпи вышли на ледник, связались (на всякий случай), но ледник весь открыт, трещины на виду - просматриваются хорошо. Справа осталсяЛедник Капчальский Западный перевал Капчальский Западный, по сложности он на пол-категории выше, но смотрится гораздо суровее. Двигаясь немного влево, затем вправо, чтобы обойти большие трещины, наконец увидели наш перевал, небольшой разрыв в каменной гряде хребта справа. На перевале - нагромождение сланцевых скал, мелкая сыпуха  вниз по цетру, у подножья небольшой бергшрундт, а далеко внизу на юге - сверкающая ленточка Катуни. Спустившись по краю сыпухи, перепрыгнув берг, спускаемся по леднику к началу реки Капчал и, дальше вдоль её  левого берега вниз, тропы почти нет, идём наугад, ниже - трава по шею, зато где-то там в ней есть тропа.  Здесь много цветов, буйная растительность, яркое солнце, словом - мы в Казахстане! Капчал и тропа поворачивают на восток, и мы вместе с ними, переправившись через несколько ручьев, уже под вечер доходим до места Горные маки впадения Капчала в Катунь и здесь ночуем...

30-го у нас по плану днёвка, оставляем палатку и рюкзаки и налегке выходим к Катунскому леднику и водопаду Россыпной. На другой стороне Катуни видим спускающуюся группу туристов, а на нашем берегу мы не встретили за все эти дни ни одной живой души! Тропа к подножью Белухи сначала идёт вдоль правого берега Катуни, но постепенно, разлившаяся в эти жаркие июльские дни на множество рукавов, Катунь окончательноВодопад Россыпной поглощает тропу, и мы пробираемся по склону просто вдоль реки вверх. Вот слева от нас открывается великолепный вид на водопад Россыпной,  мы спускаемся со склона вниз и двигаемся дальше к леднику, постоянно пересекая вброд многочисленные рукава и  ручейки Катуни. Спускаясь вниз к слиянию с Бией, она встретит ещё тысячи рек и ручьев и каждый внесёт свою частичку цвета, мощи и красоты в эту  горную  реку. А перед нами в вечных снегах и льдах Белуха красавица Белуха! В величии своих двух вершин и ледников она замыкает долину. Доходим почти до нижней точки Катунского ледника, где из под льда  с весёлым шумом вырываются ручейки - вот она КАТУНЬ !!! ... А мы возвращаемся к нашему лагерю, чтобы завтра, 31-го июля, двинуться в обратный путь.

За день поднимаемся под перевал и останавливаемся на ночёвку, специально для нас прекрасный закат с панорамой Монгольского Алтая на юго-востоке.

1-го августа благополучно пройдя перевал и спустившись по леднику,  к вечеру доходим до нашей стоянки ниже водопада Кони-Айры, существенно пополненный за день талыми водами с ледника, водопад представляет на закате фантастическое зрелище из ревущего потока и сверкающего и переливающегося облака водяной пыли и брызг!!! Мы снимали и фотографировали, но на фото это плохо видно, на видео гораздо лучше. ПополняемВодопад Кони-Айры запас продуктов оставленной заначкой, всё в целости и сохранности - людей здесь нет, а мыши, бурундуки и медведи питаются ягодами, орехами и грибами, которых здесь в изобилии.

Озеро Дарашколь, вид на вершину Корона Алтая    2-е августа: спустившись по тропе вдоль правого берега реки Кони-Айры, мы подошли к каскаду водопадов Иолдо, нам на тот берег, там озеро Дарашколь! С трудом переправившись (вода  большая и холодная, однако!) поднимаемся вверх по тропе слева от водопадов и дальше по курумникам вдоль реки до озера Дарашколь. Там встречаем группу из Барнаула, спрашиваем про наших попутчиков, но их ещё не было (хотя по их планам они уже второй день загорать здесь), уходим на полуостров в середине озера, там ставим палатку. Дарашколь - уникальное место, довольно труднодоступное, очень уединённое. Окруженное с юга и с севера скалами и скальными осыпями, с запада и с востока - ледники Иолдо (оттуда питается озеро) и каскады водопадов всевозможных видов. Берега озера в основном состоят из гранита, на котором за тысячелетия росли мох, трава, карлушка и, каким-то чудом, низкорослые кедры. Полуостров, на котором мы разбили наш маленький лагерь, тоже представляет гранитный массив, где совершенно голый, где покрытый мхом, травой  и кедрами, цепляющимися своими корнями за гранит, причудливо извивающимися вверх под натиском стихий. Изумрудная вода озера, сверкающие ледники и снега окружающих гор,  вечная зелень кедров создают незабываемый колорит этого озера. На востоке видна снежная громада Корны Алтая, а за ней виден массив Западная Белуха -  впечатляющая панорама!!! Погода великолепная - загораем, купаемся (вода, правда ледяная), изучаем окрестности озера, мечтаем о будущих походах. На следующий день погода испортилась, пошел дождь и к вечеру, наконец, пришла наша группа из Бийска. Намокшие и уставшие, они разбивают лагерь в конце озера (ребята немного заблудились, бывает!) На следующий день мы уходим вниз, на Кучерлу...

Тропа назад всегда кажется короче и лучше, вечером мы уже на Кучерле. Достаём свою заначку, можно пировать. На следующий день решили спускаться вниз в Тюнгур, не дожидаясь наших попутчиков, будем уезжать сами. Через день, к вечеру, мы уже в Тюнгуре на базе "Высотник". Хотели уже ночевать, но тут подворачивается УАЗик до Бийска, готовый хоть сейчас везти нас домой. Водитель, местный ас, знаток ночных и коротких дорог, в 6 утра следующего дня ( а это было 7 августа ) доставил нас домой!!! Конец нашим приключениям, до новых походов и новых впечатлений...